суббота, 26 сентября 2015 г.

ФИЛОСОФИЯ ВОСПИТАНИЯ МАГОМЕДА КАРТОЕВА

ЛИЧНОСТЬ


Посвятив всю свою жизнь учительскому труду, он стал одним из самых известных педагогов Ингушетии. И секрет такой известности прост. Его профессиональный багаж, прираставший год за годом, однажды, как-то незаметно даже для него самого, стал бесценной кладезью знаний, без которых никак не обойтись в воспитании подрастающего поколения. В этой кладези кроются, пожалуй, ответы на самые сложные вопросы. В ней – ключ к тонкой философии воспитания. Потому и не удивительно, что даже сейчас, когда он уже давно находится на заслуженном отдыхе, к его опыту нередко обращаются молодые учителя.

ЦЕЛАЯ армия благодарных учеников хранит сегодня в своих сердцах любовь к своему наставнику. За долгие годы преданного служения избранному делу он стал таковым для многих поколений школьников. Ребята взрослели под его началом и уходили в большую жизнь, покидая стены родной школы. Напутствуя каждого ученика в путь, он словно отдавал ему частицу своего доброго и чистого сердца. Так множилось под солнцем добро. Так совершались потом правильные поступки. Так учитель продолжался в своих учениках…
Щедрость души – это, наверное, главная отличительная черта Магомеда Мусиевича Картоева. Ее проявления без труда обнаруживаются и в неприметных на первый взгляд делах этого человека и в его больших жизненных свершениях. Продиктованный сердцем выбор всегда безошибочен. И биография М.М.Картоева яркое тому подтверждение.
Многие запомнили Магомеда Мусиевича директором Экажевской средней общеобразовательной школы №2. Отчасти, конечно, потому, что с его директорством были связаны самые заметные успехи этого учебного заведения, о которых нередко говорили в ту пору не только в Назрановском районе, но и на республиканском уровне. Да и возглавлял М.М.Картоев педагогический коллектив Экажевской СОШ №2 долгий срок – с 1975-го по 2011 год. Это уже само по себе заслуживает, согласитесь, внимания.
Неустанные труды Магомеда Мусиевича Картоева на педагогической ниве принесли ему широкое признание. Сегодня, будучи в преклонном возрасте, он окружен уважением всех без исключения односельчан. В прежние годы, когда энергии ему было не занимать, М.М.Картоева не раз избирали депутатом Экажевского сельского совета. Был он и депутатом Назрановского городского совета народных депутатов нескольких созывов. Горячие речи Магомеда Мусиевича о ситуации в сфере образования звучали также и с трибуны Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, в который делегировали его доверявшие ему жители Назрановского района.
К слову сказать, при общем трудовом стаже в 65 лет, беспрерывный педагогический стаж М.М.Картоева составляет 54 года. Цифра кажется фантастической, но именно столько лет своей жизни отдал этот необыкновенный человек школе. Учителем он стал не сразу. И потому выбор его был куда более чем осознанным.

НА ЛЮДЕЙ поколения Магомеда Мусиевича выпали тяжелейшие испытания сталинской депортации, которой подвергся ингушский народ. Там, в Казахстане, вдали от Родины, пришлось молодому Картоеву сполна познать вкус горького хлеба чужбины. Он трудился на самых разных тяжелых работах, чтобы хоть как-то прокормить свою семью, и не мог смириться с тем бесправием, на которое был обречен его народ. А картины растоптанного сталинизмом детства до сих пор преследуют его.
М.М.Картоев с болью говорит, что тогда многие ингушские дети не видели школьных тетрадок и учебников, потому что им попросту не в чем было пойти в школу. Они мерзли, болели и голодали… Именно эта несправедливость по отношению к детям заставила его однажды принять твердое решение. Магомед Картоев дал себе слово стать учителем.
Сдержать свое слово ему удалось лишь по возвращению в родные места. В 1958 году он впервые переступил порог Экажевской сельской школы в качестве учителя русского языка и литературы, продолжая при этом заочно учиться на филологическом факультете Чечено-Ингушского государственного педагогического института. М.Картоеву исполнилось тогда уже 30 лет.
Совсем скоро Магомед Мусиевич стал завучем школы, с головой окунувшись в работу. Его увлеченность делом не осталась незамеченной. В 1960 году его назначили инспектором отдела образования исполкома Назрановского райсовета. Круг забот и обязанностей стал несравнимо больше. Но на этом карьерный рост Картоева не остановился. Прошло еще немного времени, и он возглавил райОНО. И тут надо сразу отметить, что движим Магомед Мусиевич был отнюдь не карьерой. Иной на его месте, получив такой пост, сидел бы в президиумах да помалкивал. Но М.Картоев, не понаслышке зная теперь все проблемные, узкие места системы народного просвещения, позволить себе молчать не мог.

ПЕРВЫМ делом Магомед Мусиевич во всеуслышание заговорил об острой нехватке школ в Назрановском районе, о том, что существующие образовательные учреждения переполнены до невозможности и в результате этого вынуждены работать в три смены. Какие это имело последствия, писал десять лет назад в своем очерке «Рожденный быть учителем» мой старший коллега, талантливый журналист Муса Костоев:
«Строительство новых школ на территории Ингушетии руководство объединенной Чечено-Ингушетии мало заботило. А на отчаянные письма руководителей школ с просьбами построить новую или расширить старую школу партийная номенклатура как здесь, на местах, так и наверху отмалчивалась или туманно отвечала, что это, дескать, возможно через пятилетку-другую. И только один человек целенаправленно и неустанно боролся за строительство новых школ. Это был Магомед Мусиевич Картоев.
Десятки писем, жалоб и заявлений отправлял он в адрес чиновников районного и республиканского ранга. В них опытный педагог со знанием дела доказывал, что существующих в районе возможностей далеко не достаточно для получения школьниками мало-мальски подходящего образования.
Наконец, лед, казалось, тронулся. В начале 70-х годов прошлого века тогдашний министр образования ЧИАССР пообещал дать деньги на строительство одной школы на 320 учебных мест – деньги, дескать, будут, но земельный участок под строительство ищи сам.
Радость была омрачена этой проблемой. Кто, в каком селе даст землю под школу? На пустом поле в степи ее не построишь, а в центре любого села сельчане за каждый квадратный метр стоят не на шутку. Едва найдя где-нибудь в селе подходящую площадку, Магомед Мусиевич начинал обрабатывать сельчан: здесь бы школу построить, детям далеко ходить не надо будет. В ответ слышалось неизменное: «Какая школа? Зачем она? Здесь исконное место сбора стада наших коров перед выгоном в поле.»
Поиски свободного участка ни к чему не привели. И тогда Магомед Мусиевич решился на крайний шаг. Он предложил под строительство школы… собственный огород - благо, он граничил с довольно широкой по сельским меркам дорогой. Уговорил и своих соседей-однофамильцев пожертвовать по сотке земли.
Но Картоеву еще предстоял разговор с министром. Тот вполне мог запретить строительство, сказав, что школа нужнее в другом селе. Однако Магомед Мусиевич не был бы самим собой, если бы позволил этому случиться.
И вот он в кабинете министра образования ЧИАССР – излагает свои возможности, сообщает, что под участок для строительства новой школы отдает собственный огород… Министру, пораженному такой жертвой многодетного и отнюдь не богатого человека, ничего не оставалось, кроме как благословить строительство:
-Ну, что ж, Магомед Мусиевич, школ в других ингушских селах тоже недостаточно. Но там никто не предложил на решение этой проблемы свою собственную землю. Назначаю вас вдобавок к вашей основной должности директором будущей школы. Контролируйте строительство…
Так Магомед Мусиевич стал директором строящейся, а в 1975 году уже построенной в селе Экажево средней школы №2».

СВОЮ готовность поступиться собственными интересами и отказаться от личных благ ради общего дела М.М.Картоев демонстрировал потом еще не единожды. Следуя данному когда-то себе слову, на всю жизнь придя в педагогику, он полностью, без остатка посвятил себя детям. В этом существовании, сравнимом, на мой взгляд, с жизненным подвигом, нашел Магомед Мусиевич настоящее счастье. Этим он жил, каждодневно убеждая других в том, что чужих детей не бывает.
День за днем обретая опыт, М.М.Картоев с самого начала научился, прежде всего, видеть в каждом своем воспитаннике личность. На этом, собственно, и была построена его философия воспитания. И дети платили ему за это доверием, искренним уважением и любовью. Чувствуя его отеческую заботу, школьные хулиганы вдруг начинали исправляться, а неуспевающее прилежнее брались за учебу. Многие из них выросли замечательными людьми, стали прекрасными специалистами и приносят сегодня пользу своему народу и своей стране. Несомненно, строгий и взыскательный, но в то же время необычайно справедливый и добрый наставник навсегда остался для них примером. Подвести его ожиданий, его доверия, выданного авансом, было попросту невозможным.
Ветеран труда, один из старейших учителей Республики Ингушетия Магомед Мусиевич Картоев стал обладателем многих высоких наград и званий. Отличник просвещения СССР и РСФСР, в 1986 году он был награжден медалью «За трудовую доблесть». В 1987 году Указом Президиума Верховного Совета ему было присвоено почетное звание заслуженного учителя школы РСФСР. Кроме того, М.М Картоев - почетный работник общего образования Российской Федерации. В 2007 году он стал кавалером ордена «За заслуги» - высшей государственной награды Республики Ингушетия.
В семейном архиве Картоевых хранится и огромное количество почетных грамот, полученных Магомедом Мусиевичем в разное время от различных министерств и ведомств. И хотя вряд ли можно оценивать какими-то наградами благородные порывы человека и движение его души, в них все же в какой-то степени находит свое отражение безупречный жизненный путь, пройденный им достойно, без каких бы то ни было скидок на трудности.
«Труд учителя ни с чем не сравним и не сопоставим, - писал великий педагог В.А.Сухомлинский. – Ткач уже через час видит плоды своих трудов, сталевар через несколько часов радуется огненному потоку – это вершина его мечты; хлебороб через несколько месяцев любуется колосьями и горстью зерна, выращенного в поле… Учителю же надо трудиться годы и годы, чтобы увидеть предмет своего творения. Бывает, проходят десятилетия и еле-еле начинает обозначаться то, что ты замыслил. Никого так часто не посещает чувство недовольства, как учителя, ни в каком труде ошибки и неудачи не ведут к таким тяжелым последствиям, как в учительском… Каждая крупинка твоей человеческой красоты – это его бессонные ночи, седины, безвозвратно ушедшие мгновения его личного счастья. Да, учителю часто бывает некогда подумать о себе, так как он вынужден думать о других. И это для него не самопожертвование, не безропотное подчинение судьбе, а подлинное счастье личной жизни».
Приведенные выше слова вполне применимы к жизненному выбору Магомеда Мусиевича Картоева, к его педагогическому кредо и многолетнему учительскому труду. Он прошел в педагогике большой и яркий путь, сделавший его по-настоящему счастливым человеком. И это ощущение счастья не смогли омрачить никакие житейские невзгоды. С этим ощущением Магомед Мусиевич живет и по сей день, уверенно приближаясь к своему 90-летнему юбилею.  

Ахмет ГАЗДИЕВ

На снимке: М.М.Картоев – человек, посвятивший себя детям

Фото из семейного архива

Комментариев нет:

Отправить комментарий

«Смысл жизни нашей – помогать людям и делать добро…»

Студент из Ингушетии Адам Медаров спас от гибели трехлетнего ребенка   В тот июньский день у Адама Медарова, студента Новочеркасского сп...