среда, 1 апреля 2015 г.

КАКТУС БАБУШКИ ЛЕНЫ



Елену Ильиничну я знаю с детства, но об ее удивительном умении пребывать в гармонии с живой природой узнал только в последние годы, когда мы стали жить по соседству. Каждый год, начиная с ранней весны и заканчивая поздней осенью, ее двор утопает в цветах. Прежде, когда сил у бабушки Лены было поболе, сажала она и огород, ухаживая на протяжении  всего лета за грядками. Любо-дорого было поглядеть на ее огородное хозяйство – ни одной тебе сорной травинки, всюду набирались земной силы и солнечного тепла да света различные овощи, полезные корнеплоды и пряные растения



СОБСТВЕННО, и сейчас земля бабушки Лены бурьяном не зарастает. Радуют ее своими урожаями клубника, смородина и крыжовник. И, конечно, по-прежнему цветут у нее во дворе цветы. Посмотришь со стороны: с трудом передвигается человек – с возрастом всякие недуги одолевают, - но не сидит на месте, потихоньку, не спеша обрабатывает свою землю. Многим молодым и полным сил соседям и поучиться бы не мешало. «Землице забота нужна, а уж в долгу она не останется. Во стократ человека отблагодарит», - говорит эта женщина, всю свою жизнь не покладавшая рук в праздном безделье.
Особой страстью Елены Ильиничны являются комнатные цветы. Как ни приду проведать старушку, все норовит и мне какой-нибудь горшочек с комнатным растением подсунуть. Больших трудов стоит в очередной раз отказаться от ее живого зеленого питомца, но каким бы железным не казался мне в таких случаях мой аргумент, он по любому вызывает у бабушки Лены тихое недоумение.
Недавно позвонила она мне под вечер: «Совсем забыла сказать тебе. У меня кактус зацвел! Приходи, посмотришь. А хочешь – сфотографируй. Покажешь потом всем. В комнате аромат такой приятный... Так обычно ночная фиалка пахнет, ты же знаешь ее запах. Только что раскрылся цветок и будет он ровно сутки цвести. Завтра к шести вечера уже завянет. Приходи обязательно!»
На следующий день, вооружившись фотоаппаратом, я отправился в гости к бабушке Лене. Чтобы снимок получился лучше, нам пришлось на время перенести колючего красавца в другое место. Питомец Елены Ильиничны терпеливо снес долгую фотосессию, а когда, наконец, был водворен на место, его хозяйка охотно поделилась своими многолетними наблюдениями за ним:
- Люди говорят, что кактус редко зацветает. А у меня он каждый год цветет! И секрета особого в его таком постоянстве нет. Надо, чтобы горшок с кактусом стоял на окне, выходящем на южную или восточную сторону. Кактус южанин – заставите его глядеть на север, и цвести он у вас не станет. Перед цветением появляется на нем маленький бутон, который с каждым днем становится все больше и больше, превращаясь из едва заметного темного пятнышка в длинную стрелку. На это уходит недели две… А затем рождается вот эта красота!
Уже вернувшись домой, в интернете я выяснил, что кактус бабушки Лены называется Эхинопсис. Его название можно перевести как «ежеподобный» (греч. echinos - «еж»). Встречается он в долинах и в предгорьях Анд, на севере Боливии, в Парагвае, Уругвае, на юге Бразилии и Аргентины. Однако вряд ли найдется в нашей стране хоть один человек, которому Эхинопсис не был бы знаком. Многие выращивают этот кактус в домашних условиях, хотя и не у всех он цветет. В настоящее время считается, что в природе существует около 128 видов Эхинопсисов, включая их естественные гибриды.
Бабушку Лену радует своим цветением, кстати, не только Эхинопсис – эта удивительная «колючая лилия». Однажды она с удовольствием демонстрировала мне цветущий тещин язык. Никто из моих друзей и знакомых, которым я потом показывал сделанные тогда снимки, даже не знал, что это растение может цвести.Тёщин язык – так в простонародье называется Сансевиерию. Ее родиной считаются страны Африки с тропическим климатом. Широкое распространение растение получило на Мадагаскаре и острове Цейлон. В природе насчитывают более 50-ти видов, но в комнатном цветоводстве распространены не более семи-восьми.
Любопытно, что свое простонародное название цветок получил потому, что кто-то однажды решил, что он стимулирует людей на сплетни и злословие, приводящие к разводам и ссорам. Для того, чтобы снять негативное влияние зеленой «склочницы», советуют в интернете, ее нужно... всего лишь переставить в нужное место. Например, на лоджию или в гостиную. В местах отдыха «язык» приобретает совсем другую энергетику, очищает пространство от энергии злых слов и мыслей, облагораживая пространство и делая атмосферу более уютной, располагающей к раздумьям и творчеству.
Когда ближе к вечеру я рассматривал на ноутбуке снимки, сделанные днем у бабушки Лены, зазвонил мой телефон.
- Все, Ахмет, завял мой кактус, - бодро прозвучал в трубке голос Елены Ильиничны. - Но, может быть, еще и зацветет – он, бывает, несколько раз в году меня радует. Скоро, кстати, будут цвести комнатные нарциссы. Надо нам с тобой и эту красоту запечатлеть… 
Ахмет ГАЗДИЕВ 

На снимках: кактус бабушки Лены явил миру свою кратковременную, но яркую и благоухающую красоту
Фото автора





 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

«Смысл жизни нашей – помогать людям и делать добро…»

Студент из Ингушетии Адам Медаров спас от гибели трехлетнего ребенка   В тот июньский день у Адама Медарова, студента Новочеркасского сп...