четверг, 19 марта 2015 г.

ЗАМАЛЧИВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ФАКТОВ РАВНОСИЛЬНО УНИЧТОЖЕНИЮ ИСТОРИИ



Этот афоризм, вынесенный мной в заголовок статьи, невольно приходит на ум, когда наблюдаешь одну странную тенденцию, четко обозначившуюся в соседней Северной Осетии. Читающая публика, интересующаяся историей региона, давно заметила такую особенность - во многих изданиях, увидевших свет во Владикавказе в последние годы и носящих исторический или краеведческий характер, их авторы, как правило, старательно обходят стороной факты, касающиеся ингушей. И это при том, что ингуши играли заметную роль в культурной, экономической и политической жизни нынешней североосетинской столицы. Такая роль, кстати, принадлежала ингушам не только в тот период, когда Владикавказ был столицей Ингушской автономии, но и в последующие десятилетия.

ПРИНЯТО считать, что факты - упрямая вещь. Но практика показывает, что при желании о любом факте, в том числе и историческом, в определенный момент можно попросту умолчать. Умолчать в угоду политической конъюнктуре или преследуя какие-то собственные интересы. Любой исторический факт можно и «подредактировать» таким образом, чтобы он перестал звучать «неудобно». Надо признать, что в Северной Осетии это делают легко и непринужденно.
Почему такое происходит? Вероятно, долгое эхо так называемого осетино-ингушского конфликта, затянувшегося в сознании некоторых людей до сегодняшнего дня, и отозвалось их попытками переписать историю. Найти иное объяснение существующей практике весьма затруднительно.
Пару лет назад попал мне в руки очередной выпуск литературно-художественного альманаха «Моздок», выход которого был приурочен к 250-летию этого города, куда я часто и с удовольствием наведываюсь.
На страницах упомянутого альманаха публикуются работы членов литературного объединения «Родник», уже много лет существующего при газете «Моздокский вестник». Очередное знакомство с творчеством талантливых моздокчан было, конечно, приятным и запоминающимся. Но не менее запомнилось мне тогда и напутственное слово градоначальника, предваряющее  юбилейный выпуск альманаха. Рассказывая о славной истории Моздока, он, в частности, писал: «…в Моздоке появились образовательные заведения, что сделало его притягательным для жителей ближних и дальних казачьих станиц. Основанная в Моздоке инженер-подполковником Гаком в 1765 году школа грамотности для осетин и кабардинцев была преобразована в трехклассное училище…»
Эти строчки сразу привлекли мое внимание. И суть даже не в том, что градоначальник малость ошибся с датой открытия школы. Куда хуже, что он как-то походя, словно бы невзначай придал историческому факту иное звучание. И следующая цитата - уже из совершенно другого издания - прекрасно это подтверждает: «1764, 27 сентября – для «обучения детей осетинцев, ингушевцев и других горцев» в Моздоке образована русская школа» (Хроника истории ингушского народа с древнейших времен до наших дней. Я. Патиев. Махачкала: Издательство «Лотос», 2007, 13 стр).
Тем читателям, которые в силу субъективных причин не смогут принять на веру изложенное в ингушской «Хронике…», могу предложить другую цитату. В историческом очерке «Город Моздок» (Владикавказ: РИПП им.Гассиева, 1995), изданном Северо-Осетинским институтом гуманитарных исследований, читаем: «В конце 1764 г. Коллегия иностранных дел сообщила астраханскому губернатору Бекетову решение Сената «О заведении при урочище Моздоке школы для осетинских и ингушских и прочих горских народов детей». В этом же указа кизлярскому коменданту предлагалось подобрать помещение и назначить учителей, «а деньги на учеников и учителей имеете употребить из тамошних доходов или из процентов астраханского банка, стараясь такую школу как наискорее завести». На каждого ученика и учителя отпускалось по два рубля в месяц» (32 стр). Автором главы, в которой содержится этот факт, является И. Омельченко.
Не буду растекаться мыслью по древу, но не могу не отметить следующее. На первый взгляд, попытки изъять из оборота исторические факты с упоминанием ингушей, предпринимаемые в Северной Осетии, кому-то могут показаться в определенной степени даже забавными. Особенно, если подобное происходит при переиздании уже известных работ. Однако эта нарастающая тенденция становится в постконфликтный период одним из факторов, тормозящих интеграцию граждан Северной Осетии ингушской национальности в социокультурную среду республики.
Таких факторов, к сожалению, и без того предостаточно. Обо всей их серьезности и негативном влиянии на процесс сближения двух народов пишет в своей работе «Проблемы неурегулированного конфликта» Ф. Ю. Албакова – доктор философских наук, профессор Московского государственного университета им. Ломоносова. По ее мнению, одна из главных причин сохраняющейся напряженности кроется как раз-таки в депривации базовых человеческих потребностей, в том числе, в идентичности и в культурном самовыражении, что создает условия для затяжного социального конфликта. В ближайшее время эта интереснейшая работа ученого выйдет в свет и с ней смогут познакомиться все желающие.
А я недавно вновь гулял по Моздоку и фотографировал местные достопримечательности. Интересно, смогли бы моздокские краеведы определить хотя бы примерное место, где когда-то располагалась школа «для осетинских и ингушских и прочих горских народов детей»?..

Ахмет ГАЗДИЕВ

Фото автора 



   

Комментариев нет:

Отправить комментарий

«Смысл жизни нашей – помогать людям и делать добро…»

Студент из Ингушетии Адам Медаров спас от гибели трехлетнего ребенка   В тот июньский день у Адама Медарова, студента Новочеркасского сп...