Этот
афоризм, вынесенный мной в заголовок статьи, невольно приходит на ум, когда
наблюдаешь одну странную тенденцию, четко обозначившуюся в соседней Северной
Осетии. Читающая публика, интересующаяся историей региона, давно заметила такую
особенность - во многих изданиях, увидевших свет во Владикавказе в последние
годы и носящих исторический или краеведческий характер, их авторы, как правило,
старательно обходят стороной факты, касающиеся ингушей. И это при том, что
ингуши играли заметную роль в культурной, экономической и политической жизни
нынешней североосетинской столицы. Такая роль, кстати, принадлежала ингушам не
только в тот период, когда Владикавказ был столицей Ингушской автономии, но и в
последующие десятилетия.
ПРИНЯТО считать, что факты - упрямая вещь. Но
практика показывает, что при желании о любом факте, в том числе и историческом,
в определенный момент можно попросту умолчать. Умолчать в угоду политической
конъюнктуре или преследуя какие-то собственные интересы. Любой исторический факт
можно и «подредактировать» таким образом, чтобы он перестал звучать «неудобно».
Надо признать, что в Северной Осетии это делают легко и непринужденно.
Почему такое происходит? Вероятно, долгое эхо так
называемого осетино-ингушского конфликта, затянувшегося в сознании некоторых
людей до сегодняшнего дня, и отозвалось их попытками переписать историю. Найти
иное объяснение существующей практике весьма затруднительно.
Пару лет назад попал мне в руки очередной выпуск
литературно-художественного альманаха «Моздок», выход которого был приурочен к
250-летию этого города, куда я часто и с удовольствием наведываюсь.
На страницах упомянутого альманаха публикуются
работы членов литературного объединения «Родник», уже много лет существующего
при газете «Моздокский вестник». Очередное знакомство с творчеством талантливых
моздокчан было, конечно, приятным и запоминающимся. Но не менее запомнилось мне
тогда и напутственное слово градоначальника, предваряющее юбилейный выпуск альманаха. Рассказывая о
славной истории Моздока, он, в частности, писал: «…в Моздоке появились
образовательные заведения, что сделало его притягательным для жителей ближних и
дальних казачьих станиц. Основанная в Моздоке инженер-подполковником Гаком в
1765 году школа грамотности для осетин и кабардинцев была преобразована в
трехклассное училище…»
Эти строчки сразу привлекли мое внимание. И суть
даже не в том, что градоначальник малость ошибся с датой открытия школы. Куда
хуже, что он как-то походя, словно бы невзначай придал историческому факту иное
звучание. И следующая цитата - уже из совершенно другого издания - прекрасно это
подтверждает: «1764, 27 сентября – для «обучения детей осетинцев, ингушевцев и
других горцев» в Моздоке образована русская школа» (Хроника истории ингушского
народа с древнейших времен до наших дней. Я. Патиев. Махачкала: Издательство
«Лотос», 2007, 13 стр).
Тем читателям, которые в силу субъективных причин не
смогут принять на веру изложенное в ингушской «Хронике…», могу предложить
другую цитату. В историческом очерке «Город Моздок» (Владикавказ: РИПП
им.Гассиева, 1995), изданном Северо-Осетинским институтом гуманитарных
исследований, читаем: «В конце 1764 г. Коллегия иностранных дел сообщила
астраханскому губернатору Бекетову решение Сената «О заведении при урочище
Моздоке школы для осетинских и ингушских и прочих горских народов детей». В
этом же указа кизлярскому коменданту предлагалось подобрать помещение и
назначить учителей, «а деньги на учеников и учителей имеете употребить из
тамошних доходов или из процентов астраханского банка, стараясь такую школу как
наискорее завести». На каждого ученика и учителя отпускалось по два рубля в
месяц» (32 стр). Автором главы, в которой содержится этот факт, является И.
Омельченко.
Не буду растекаться мыслью по древу, но не могу не
отметить следующее. На первый взгляд, попытки изъять из оборота исторические
факты с упоминанием ингушей, предпринимаемые в Северной Осетии, кому-то могут
показаться в определенной степени даже забавными. Особенно, если подобное
происходит при переиздании уже известных работ. Однако эта нарастающая
тенденция становится в постконфликтный период одним из факторов, тормозящих
интеграцию граждан Северной Осетии ингушской национальности в социокультурную
среду республики.
Таких факторов, к сожалению, и без того
предостаточно. Обо всей их серьезности и негативном влиянии на процесс сближения
двух народов пишет в своей работе «Проблемы неурегулированного конфликта» Ф. Ю.
Албакова
– доктор философских наук, профессор Московского государственного университета
им. Ломоносова. По ее мнению, одна из главных причин сохраняющейся
напряженности кроется как раз-таки в депривации базовых человеческих
потребностей, в том числе, в идентичности и в культурном самовыражении, что создает
условия для затяжного социального конфликта. В ближайшее время эта интереснейшая
работа ученого выйдет в свет и с ней смогут познакомиться все желающие.
А я недавно вновь гулял по Моздоку и фотографировал
местные достопримечательности. Интересно, смогли бы моздокские краеведы
определить хотя бы примерное место, где когда-то располагалась школа «для
осетинских и ингушских и прочих горских народов детей»?..
Ахмет
ГАЗДИЕВ
Фото автора
Комментариев нет:
Отправить комментарий