Этому основополагающему принципу европейского международного права Ингушетия твердо следует 245 лет, добровольно войдя в состав Российского государства
В XVIII веке Ингушетия была островком демократии независимых горских обществ, общественное управление которыми принадлежало выборному органу - Мехк Кхелу, - состоявшему из старейшин различных ингушских родов (тейпов). Сохраняя свою самобытность, Ингушетия не имела резко выраженных сословных феодальных отношений, а демократические институты общественной жизни были настолько развиты, что сословия ингушей имели своеобразный и, с точки зрения общей парадигмы, весьма условный характер.Ранжирование отношений у ингушей опиралось на личные качества. Ценность имели знания, доблесть, воспитание, отвага и т.д. Каждый ингуш требовал уважительного отношения к себе, отвергая любые поползновения на его личную свободу. В мировоззренческой системе ингушей величие, достойное сакрального уважения, опирается только на справедливость. Несправедливость, даже если она исходит со стороны могучего государства, теряет всякое уважение к себе.В канун знаменательной даты - 245-летия договора «О добровольном вхождении Ингушетии в государственное пространство Российской Империи» - весьма полезно окунуться в историческую данность и внимательно прислушаться к тем чувствам и надеждам, которыми руководствовались участники великого договорного процесса. Сегодня нам в этом поможет известный ингушский ученый, заведующий отделом этнологии Ингушского научно-исследовательского института гуманитарных наук им. Чаха Ахриева, кандидат философских наук Борис ХАРСИЕВ.
- В контакт с Россией горские общества ингушей пытались
вступить еще в 1733 году,
- говорит Борис Магомед-Гиреевич. - В Коллегию
иностранных дел России поступило сообщение, что «знатные правители, именуемые
кисть, дзурдзуки (одно из грузинских наименований горных ингушей) да галгаи со
всеми обывателями просят, чтобы приняты были в протекцию и под высокую державу
Ея Императорского Величества».
В условиях начавшейся русско-турецкой войны
Северному Кавказу отводилось особое место как важному военно-стратегическому
району. Высказывалось мнение о чрезвычайных выгодах политического союза России
с Ингушетией, в противовес неустойчивой позиции отдельных северокавказских
народов. Поэтому в 1770 году русское правительство удовлетворило просьбу
ингушей о принятии в подданство, а окончательные отношения представителей
ингушских обществ и России оформились в виде договора о вхождении ингушей под
покровительство российское.
В донесении в святейший Синод Кизлярского коменданта
Неймича о желании ингушей оформить официальное вступление в подданство России
(1770 год) и о принятии присяги говорится: «... А прошедшего февраля 16 числа явились ко
мне... Ингушевского уезда старшины Гарий Чопанов и Сурхови Мирзаханов,
присланные от всего народа их общества с изъявлением их усердного желания
поступить в вечное Е.И.В. подданство с тем, что они желают все генерально
креститься и просили, чтоб для принятия от них присяги послан был с ними в уезд
чиновный человек и реченный архимандрит Порфирий, которого они довольно знают и
почитают. А чтоб они святого крещения сподоблятца могли, для того определить к
ним искуснаго священника, изъявляя притом, что они во всем уезде церковь сами
построить имеют. Почему он, архимандрит, по собственному своему на то
соглашению, да гусарского полку капитан Дегостодий и посланы и там по принятии
от них присяги возвратились... »
«Приехал сюда в нашу землю архимандрит Порфирий, при
котором ко усердию и в подданство Е.И.В. присягали. При сем же к
государственному интересу оной архимандрит добропорядочный принял труд и нам по
обычаю христианскому истинной путь указал... Мы, кистинский народ, под сим подписались...»
Присягу представителей ингушских обществ в «вечном
добровольном подданстве России» принимал уполномоченный гусарского полка
капитан Дегостий, имевший на руках ордер «открытый лист» на принятие присяги в
присутствии главы Северо-Кавказской духовной миссии архимандрита Порфирия.
Процедура принятия присяги ингушских старшин на верность
России происходила 4-6 марта 1770 года вблизи аула Ангушт, в местечке с
символическим названием «Барт босе», что значит «Склон согласия».
П.Г. Бутков в «Материалах для новой истории Кавказа»
пишет, основываясь на данных Гюльденштедта: «Народ ингуши, известный также под
именем кистов или киштинцев, обитающий между рек Терек и Сунжа, в 1770 году
российский офицер принимал от ингушей присягу верности и аманатов».
Таким образом, Ингушетия перешла под юрисдикцию
Российской Империи не вследствие вооруженного конфликта и оккупации, а по добровольному волеизъявлению ингушей,
выраженному в договоре 1770 года.
Логика подобных договоров предполагала диспозитивный характер
взаимоотношений между субъектами
договорных отношений, потому что
Ингушетия не были зависима от других
государств или владык, и добровольно присоединившиеся к Империи ингуши
рассчитывали на уважение Россией своего народа, своих интересов и обычаев.
Первые
военные успехи России на Северном Кавказе начались с подписанием договора «о добровольном
вхождении ингушей под Российское покровительство» между представителями ингушей
и Российской короны. Россия получила верных союзников на Кавказе, что серьезным образом способствовало
присоединению и освоению Империей всего Кавказского края.
Уже в 1783 году русская армия начала строительство
Военно-Грузинской дороги по территории Ингушетии. Ингуши всячески
способствовали и помогали расширению и улучшению этого древнего маршрута в
Закавказье. Строительство дороги было закончено 1799 году.
Благодаря договору 1770 года, на ингушских землях в
1784 году, была заложена военная крепость Владикавказская - главный
стратегический плацдарм кавказских завоеваний. Через крепость пролегали военные
дороги для победы над Турцией и Персией, а также для покорения Закавказья.
5 мая 1785 года указом Екатерины II была образована
Кавказская область. В 1786 году Императрица утвердила разработанное Г.А.
Потемкиным «Положение о горских народах», в соответствии с которым горцам
Северного Кавказа придавалась роль военно-служивого сословия по казачьему образцу.
На этом основании в 1786 году впервые был сформирован отряд ингушской милиции.
Ингуши, верные заключенному договору, охраняли
русские военные обозы от разграбления, защищали тылы двигавшихся войск от
нападений противника, служили проводниками и переводчиками в русской армии. Известно,
что от Моздока до Тифлиса войска и важные грузы зачастую передвигались под
охраной ингушских всадников.
Убедившись в верности принявших подданство
Российской Империи ингушей и других горцев, Екатерина II своим указом от 28
февраля 1792 года, разрешила принять под протекторат новые народы Северного
Кавказа. «Не оружием, а паче правосудием и справедливостью нужно приобретать их
к себе доверенность», - писала Российская Императрица.
4 января 1804 года император Александр I издает указ
о формировании гарнизонных батальонов для охраны крепости Владикавказской, а
уже в1806 году ингуши отражают нападение княжеских дружин из Кабарды на
предместья крепости.
Надо отметить, что ингуши в XVIII веке, как
социально-исторический субъект, обладали собственными интересами, смыслами и
целями социокультурной реализации, и как любой этнос зависели от исторических
изменений. Ингушское сообщество, ослабленное затяжными эпидемиями и постоянными стычками с соседями,
искало покровительство и поддержку со стороны «великого русского царя». Поэтому
подписание акта о «вхождении ингушей под Российское подданство» являлось последовательным шагом для
достижения намеченных целей.
Говоря о самобытной культура ингушей, Борис Харсиев
отметил, что она является гармонической проекцией эстетической и этической
традиций этноса, охвативших все циклы
аксиологического уровня, такие как
орудия труда, нравы, обычаи,
нормы обычного права, ценности, постройки, одежда, пища, средства передвижения,
жилища, знания, верования, виды народного искусства:
- Культура ингушей всегда представляла собой совокупность
форм человеческой деятельности, обретенных знаний, образов самопознания и
символических обозначений окружающего мира, она выступала в качестве
структурообразующей основы, обеспечивающей целостность этноса и способность к
автономному устойчивому развитию, общественной самоорганизации в различных
исторических ситуациях.
В границах самобытной кавказской культуры сформировались ингушское
самосознание и историческая память, способные воспринимать собственный мир как
уникальный, неповторимый, а также стремление сохранить этот мир через систему
национальных традиций.
Вот одна из характеристик ингушей: «На Кавказе живет
некий народ, который совершенно отличается от других кавказских народов по
языку, облику и чертам лица; их самоназвание - Ламур, означающее - жители гор;
другие называют их галгаями или ингушами...
Как нам говорили, это честнейшие и храбрейшие люди,
борющиеся за свою независимость, подчиняющиеся только своим старейшинам или
жрецам, совершающим религиозные жертвоприношения… Ингуши замечательные земледельцы.
Они живут на истоках Кумбелея и Сунжи, до высоких гор на восточном берегу
Терека, где они граничат с осетинами. Карабулаки происходят именно от них; они
граничат с ингушами на западе, с чеченцами - на востоке» (Аталиков В.М. Наша
старина. Нальчик. 1996. с. 248).
22 августа 1810 года во Владикавказе между
представителями ингушского народа и русской военной администрации был подписан
еще один официальный акт о добровольном вхождении Ингушетии в Россию. Согласно условиям договора ингуши обязались
помогать русским в защите Военно-Грузинской дороги от нападений враждебных
России племен.
Подписывая акт о добровольном вхождении в государство Российское,
ингушское сообщество предполагало закрепленную гарантию соблюдения своих
естественных прав на жизнь, свободу, частную собственность, в том числе на земельные
владения, то есть весь комплекс прав, представляющих этнические интересы.
В пореформенный период ингушское население включилось в процессы модернизации. Появилась
плеяда талантливых офицеров-ингушей русской армии, мелких промышленников, новой
интеллигенции.
Сохраняя верность присяге (договору) Российской
короне, данной в 1770-м и в 1810 годах, ингуши принимали участие в военных компаниях
Российской Империи в составе русских
войск, таких как: русско-турецкая война
(Крымская война) 1853-1856 гг., русско-турецкая война 1877-1878 гг.,
русско-японская война 1904 -1905 гг., первая мировая война 1914-1918 гг.
В 1905-1907 годах был образован особый ингушский
округ под названием Назрановский. В распоряжении констатируется следующее:
«Выделение ингушей из состава Сунженского отдела произведено вследствие
нерационального устройства управления этим народом; семнадцатилетнее существование
объединенного управления казаками и ингушами доказало с полной очевидностью,
что администрация Сунженского отдела, имея на своем попечении многотысячное
казачье население, не в состоянии управлять шестидесятитысячным ингушским
племенем, и в результате все функции власти атамана отдела по отношению к
ингушам сводились лишь к ограждению казаков от преступлений со стороны их
соседей.., администрация отдела, состоящая исключительно почти из казаков,
естественно, больше заботилась и вникала в нужды станиц, чем ингушей. Такое
положение вещей подрывало постепенно авторитет правительственной власти в
глазах ингушей, само собой толкало их на преступления, что, в свою очередь,
вызывало необходимость принятия против ингушей ряда репрессивных мер; в
отношении же поднятия культурно-экономического состояния этого народа за
истекшие 17 лет ничего не было сделано, вследствие чего ингуши сравнительно
сильно отстали от своих соседей: осетин, чеченцев, кабардинцев. Упразднение
существовавшего до 1888 г. отдельного управления ингушами и включение их в
состав Сунженского отдела, совершившееся без всякого соображения с
мировоззрением и условиями жизни этого племени, было крупной ошибкой».
Образование отдельного национального ингушского
округа привело к сокращению преступности среди населения, к качественному
повышению уровня во взаимоотношениях населения с властями. «Ингушский народ
стал более дисциплинированным и выказывает явное стремление идти по пути
прогресса и мировой культуры. Таким образом, учреждение нового Назрановского
округа за короткое время его существования возымело на ингушей весьма
благотворное влияние в смысле введения среди них гражданственности».
В рассматриваемый период происходит постепенный переход от
включения народов Северного Кавказа в государственное пространство России к их
постепенному превращению в часть российского историко- культурного
типа. Это явление представляет собой более сложный и длительный процесс,
затрагивающий изменение основ этнокультурных характеристик народов региона,
которое обрело зримые черты в период следующего большого социального цикла.
Через русский язык, как подчеркнул в нашей беседе Борис Харсиев, ингуши
приобщились к мировой литературной сокровищнице, к технической культуре.
Русский язык стал языком межнационального общения для народов, населяющих
Россию, и как государственный язык - основным для получения стандартного
образования.
История представляет собой череду событий. Каждое из
этих событий под воздействием обстоятельств места и времени имеет свою
специфическую форму. Эта конкретно-историческая форма любого события и есть его
культурная составляющая. С петровских времен тяготея к европейским
ценностям, Россия пыталась приобщиться сама и приобщить подвластные народы к
западной модернистской культуре, что сыграло определенную положительную роль в развитии
кавказских этносов. Исходя из этого, важно осознавать, что историческая роль
России в цивилизационном процессе Кавказского региона значительна и неоспорима.
Ахмет
ГАЗДИЕВ
Комментариев нет:
Отправить комментарий