четверг, 19 марта 2015 г.

«РACTA SUNT SERVANDA» («ДОГОВОРЫ ДОЛЖНЫ СОБЛЮДАТЬСЯ»)


Этому основополагающему принципу европейского международного права Ингушетия твердо следует 245 лет, добровольно войдя в состав Российского государства


В XVIII  веке Ингушетия  была островком демократии независимых горских обществ, общественное управление которыми принадлежало выборному органу - Мехк Кхелу, - состоявшему из старейшин различных ингушских родов (тейпов).  Сохраняя свою самобытность, Ингушетия не имела  резко выраженных сословных феодальных отношений, а демократические институты общественной жизни были настолько развиты, что сословия ингушей имели своеобразный и, с точки зрения общей парадигмы, весьма  условный характер.Ранжирование отношений у ингушей опиралось на личные качества. Ценность имели знания, доблесть, воспитание, отвага и т.д. Каждый ингуш требовал уважительного отношения к себе, отвергая любые поползновения на его личную свободу. В мировоззренческой системе ингушей величие, достойное сакрального уважения, опирается только на справедливость. Несправедливость, даже если она исходит со стороны могучего государства, теряет всякое уважение к себе.В канун  знаменательной  даты  - 245-летия  договора «О добровольном вхождении Ингушетии в государственное пространство Российской Империи» - весьма полезно окунуться в историческую данность и внимательно прислушаться к тем чувствам и надеждам, которыми руководствовались участники великого договорного процесса. Сегодня нам в этом поможет известный ингушский ученый, заведующий отделом этнологии Ингушского научно-исследовательского института гуманитарных наук им. Чаха Ахриева, кандидат философских наук Борис ХАРСИЕВ.




- В контакт с Россией горские общества ингушей пытались вступить еще в 1733 году, - говорит Борис Магомед-Гиреевич. - В Коллегию иностранных дел России поступило сообщение, что «знатные правители, именуемые кисть, дзурдзуки (одно из грузинских наименований горных ингушей) да галгаи со всеми обывателями просят, чтобы приняты были в протекцию и под высокую державу Ея Императорского Величества».
В условиях начавшейся русско-турецкой войны Северному Кавказу отводилось особое место как важному военно-стратегическому району. Высказывалось мнение о чрезвычайных выгодах политического союза России с Ингушетией, в противовес неустойчивой позиции отдельных северокавказских народов. Поэтому в 1770 году русское правительство удовлетворило просьбу ингушей о принятии в подданство, а окончательные отношения представителей ингушских обществ и России оформились в виде договора о вхождении ингушей под покровительство российское.
В донесении в святейший Синод Кизлярского коменданта Неймича о желании ингушей оформить официальное вступление в подданство России (1770 год) и о принятии присяги говорится:  «... А прошедшего февраля 16 числа явились ко мне... Ингушевского уезда старшины Гарий Чопанов и Сурхови Мирзаханов, присланные от всего народа их общества с изъявлением их усердного желания поступить в вечное Е.И.В. подданство с тем, что они желают все генерально креститься и просили, чтоб для принятия от них присяги послан был с ними в уезд чиновный человек и реченный архимандрит Порфирий, которого они довольно знают и почитают. А чтоб они святого крещения сподоблятца могли, для того определить к ним искуснаго священника, изъявляя притом, что они во всем уезде церковь сами построить имеют. Почему он, архимандрит, по собственному своему на то соглашению, да гусарского полку капитан Дегостодий и посланы и там по принятии от них присяги возвратились... »
«Приехал сюда в нашу землю архимандрит Порфирий, при котором ко усердию и в подданство Е.И.В. присягали. При сем же к государственному интересу оной архимандрит добропорядочный принял труд и нам по обычаю христианскому истинной путь указал... Мы, кистинский народ, под сим подписались...»
Присягу представителей ингушских обществ в «вечном добровольном подданстве России» принимал уполномоченный гусарского полка капитан Дегостий, имевший на руках ордер «открытый лист» на принятие присяги в присутствии главы Северо-Кавказской духовной миссии архимандрита Порфирия.
Процедура принятия присяги ингушских старшин на верность России происходила 4-6 марта 1770 года вблизи аула Ангушт, в местечке с символическим названием «Барт босе», что значит «Склон согласия».
П.Г. Бутков в «Материалах для новой истории Кавказа» пишет, основываясь на данных Гюльденштедта: «Народ ингуши, известный также под именем кистов или киштинцев, обитающий между рек Терек и Сунжа, в 1770 году российский офицер принимал от ингушей присягу верности и аманатов».
Таким образом, Ингушетия перешла под юрисдикцию Российской Империи не вследствие вооруженного конфликта и оккупации,  а по добровольному волеизъявлению ингушей, выраженному в договоре 1770 года.
Логика подобных договоров  предполагала диспозитивный характер взаимоотношений  между субъектами договорных отношений,  потому что Ингушетия  не были зависима от других государств или владык, и добровольно присоединившиеся к Империи ингуши рассчитывали на уважение Россией своего народа, своих интересов и обычаев.
Первые  военные успехи России на Северном Кавказе начались  с подписанием договора «о добровольном вхождении ингушей под Российское покровительство» между представителями ингушей и Российской короны. Россия получила верных союзников  на Кавказе, что серьезным образом способствовало присоединению и освоению Империей всего Кавказского края.
Уже в 1783 году русская армия начала строительство Военно-Грузинской дороги по территории Ингушетии. Ингуши всячески способствовали и помогали расширению и улучшению этого древнего маршрута в Закавказье. Строительство дороги было закончено 1799 году.
Благодаря договору 1770 года, на ингушских землях в 1784 году, была заложена военная крепость Владикавказская - главный стратегический плацдарм кавказских завоеваний. Через крепость пролегали военные дороги для победы над Турцией и Персией, а также для покорения Закавказья.
5 мая 1785 года указом Екатерины II была образована Кавказская область. В 1786 году Императрица утвердила разработанное Г.А. Потемкиным «Положение о горских народах», в соответствии с которым горцам Северного Кавказа придавалась роль военно-служивого сословия по казачьему образцу. На этом основании в 1786 году впервые был сформирован отряд ингушской милиции.
Ингуши, верные заключенному договору, охраняли русские военные обозы от разграбления, защищали тылы двигавшихся войск от нападений противника, служили проводниками и переводчиками в русской армии. Известно, что от Моздока до Тифлиса войска и важные грузы зачастую передвигались под охраной ингушских всадников.    
Убедившись в верности принявших подданство Российской Империи ингушей и других горцев, Екатерина II своим указом от 28 февраля 1792 года, разрешила принять под протекторат новые народы Северного Кавказа. «Не оружием, а паче правосудием и справедливостью нужно приобретать их к себе доверенность», - писала Российская Императрица.
4 января 1804 года император Александр I издает указ о формировании гарнизонных батальонов для охраны крепости Владикавказской, а уже в1806 году ингуши отражают нападение княжеских дружин из Кабарды на предместья  крепости.
Надо отметить, что ингуши в XVIII веке, как социально-исторический субъект, обладали собственными интересами, смыслами и целями социокультурной реализации, и как любой этнос зависели от исторических изменений. Ингушское сообщество, ослабленное затяжными  эпидемиями и постоянными стычками с соседями, искало покровительство и поддержку со стороны «великого русского царя». Поэтому подписание акта о «вхождении ингушей под Российское подданство»  являлось последовательным шагом для достижения намеченных целей.
Говоря о самобытной культура ингушей, Борис Харсиев отметил, что она является гармонической проекцией эстетической и этической традиций этноса, охвативших  все циклы аксиологического  уровня, такие  как  орудия труда,  нравы, обычаи, нормы обычного права, ценности, постройки, одежда, пища, средства передвижения, жилища, знания, верования, виды народного искусства:
- Культура ингушей всегда представляла собой совокупность форм человеческой деятельности, обретенных знаний, образов самопознания и символических обозначений окружающего мира, она выступала в качестве структурообразующей основы, обеспечивающей целостность этноса и способность к автономному устойчивому развитию, общественной самоорганизации в различных исторических ситуациях.
В границах самобытной кавказской  культуры сформировались ингушское самосознание и историческая память, способные воспринимать собственный мир как уникальный, неповторимый, а также стремление сохранить этот мир через систему национальных традиций.
Вот одна из характеристик ингушей: «На Кавказе живет некий народ, который совершенно отличается от других кавказских народов по языку, облику и чертам лица; их самоназвание - Ламур, означающее - жители гор; другие называют их галгаями или ингушами...
Как нам говорили, это честнейшие и храбрейшие люди, борющиеся за свою независимость, подчиняющиеся только своим старейшинам или жрецам, совершающим религиозные жертвоприношения… Ингуши замечательные земледельцы. Они живут на истоках Кумбелея и Сунжи, до высоких гор на восточном берегу Терека, где они граничат с осетинами. Карабулаки происходят именно от них; они граничат с ингушами на западе, с чеченцами - на востоке» (Аталиков В.М. Наша старина. Нальчик. 1996. с. 248).
22 августа 1810 года во Владикавказе между представителями ингушского народа и русской военной администрации был подписан еще один официальный акт о добровольном вхождении Ингушетии в Россию.    Согласно условиям договора ингуши обязались помогать русским в защите Военно-Грузинской дороги от нападений враждебных России племен.
Подписывая акт о добровольном вхождении в государство Российское, ингушское сообщество предполагало закрепленную гарантию соблюдения своих естественных прав на жизнь, свободу, частную собственность, в том числе на земельные владения, то есть весь комплекс прав, представляющих этнические интересы.
В пореформенный период ингушское население  включилось в процессы модернизации. Появилась плеяда талантливых офицеров-ингушей русской армии, мелких промышленников, новой интеллигенции.
Сохраняя верность присяге (договору) Российской короне, данной в  1770-м и в 1810 годах,  ингуши принимали участие в военных компаниях Российской  Империи в составе русских войск,  таких как: русско-турецкая война (Крымская война) 1853-1856 гг., русско-турецкая война 1877-1878 гг., русско-японская война 1904 -1905 гг., первая мировая война 1914-1918 гг.
В 1905-1907 годах был образован особый ингушский округ под названием Назрановский. В распоряжении констатируется следующее: «Выделение ингушей из состава Сунженского отдела произведено вследствие нерационального устройства управления этим народом; семнадцатилетнее существование объединенного управления казаками и ингушами доказало с полной очевидностью, что администрация Сунженского отдела, имея на своем попечении многотысячное казачье население, не в состоянии управлять шестидесятитысячным ингушским племенем, и в результате все функции власти атамана отдела по отношению к ингушам сводились лишь к ограждению казаков от преступлений со стороны их соседей.., администрация отдела, состоящая исключительно почти из казаков, естественно, больше заботилась и вникала в нужды станиц, чем ингушей. Такое положение вещей подрывало постепенно авторитет правительственной власти в глазах ингушей, само собой толкало их на преступления, что, в свою очередь, вызывало необходимость принятия против ингушей ряда репрессивных мер; в отношении же поднятия культурно-экономического состояния этого народа за истекшие 17 лет ничего не было сделано, вследствие чего ингуши сравнительно сильно отстали от своих соседей: осетин, чеченцев, кабардинцев. Упразднение существовавшего до 1888 г. отдельного управления ингушами и включение их в состав Сунженского отдела, совершившееся без всякого соображения с мировоззрением и условиями жизни этого племени, было крупной ошибкой».
Образование отдельного национального ингушского округа привело к сокращению преступности среди населения, к качественному повышению уровня во взаимоотношениях населения с властями. «Ингушский народ стал более дисциплинированным и выказывает явное стремление идти по пути прогресса и мировой культуры. Таким образом, учреждение нового Назрановского округа за короткое время его существования возымело на ингушей весьма благотворное влияние в смысле введения среди них гражданственности».
В рассматриваемый период происходит постепенный переход от включения народов Северного Кавказа в государственное пространство России к их постепенному превращению в часть российского историко- культурного типа. Это явление представляет собой более сложный и длительный процесс, затрагивающий изменение основ этнокультурных характеристик народов региона, которое обрело зримые черты в период следующего большого социального цикла.
Через русский язык, как подчеркнул в нашей беседе Борис Харсиев, ингуши приобщились к мировой литературной сокровищнице, к технической культуре. Русский язык стал языком межнационального общения для народов, населяющих Россию, и как государственный язык - основным для получения стандартного образования.
История представляет собой череду событий. Каждое из этих событий под воздействием обстоятельств места и времени имеет свою специфическую форму. Эта конкретно-историческая форма любого события и есть его культурная составляющая. С петровских времен тяготея к европейским ценностям, Россия пыталась приобщиться сама и приобщить подвластные народы к западной модернистской культуре, что сыграло определенную положительную роль в развитии кавказских этносов. Исходя из этого, важно осознавать, что историческая роль России в цивилизационном процессе Кавказского региона значительна и неоспорима.

Ахмет ГАЗДИЕВ

Фото автора

Комментариев нет:

Отправить комментарий

«Смысл жизни нашей – помогать людям и делать добро…»

Студент из Ингушетии Адам Медаров спас от гибели трехлетнего ребенка   В тот июньский день у Адама Медарова, студента Новочеркасского сп...