среда, 24 декабря 2014 г.

Марина ЧИЛИЕВА: «ПУСТЬ СБУДУТСЯ ВСЕ НАШИ МЕЧТЫ!»



Поводом для встречи с Мариной Чилиевой, яркой представительницей авторской песни, существующей сегодня в Ингушетии, стало ее участие в Международном фестивале «Венец Шансона», который проходил в Рязани. Рязанщина – родина известных музыкантов. И мне кажется, совсем не случайно здесь родился когда-то есенинский гений, оказавший влияние, в том числе, и на музыкальную культуру. Что заставило отправиться туда нашу талантливую землячку? Об этом, собственно и пошла речь в нашем интервью с Мариной.



- Вас, «девушку с гитарой», хорошо знают в Ингушетии. И все же расскажите немного о себе и о своих первых шагах на музыкальном поприще.

- В детстве я мечтала стать композитором, а играть на гитаре начала учиться ещё в третьем классе. Когда училась в шестом классе, получила в подарок свой первый долгожданный инструмент, о котором до той поры только мечтала. Двоюродный брат, гитарист-виртуоз Батыр Амерханов, подарил мне гитару. К тому времени и относятся мои первые собственные произведения.  Так как я была очень застенчивым человеком, показывать кому-либо стеснялась. Но с седьмого класса уже принимала участие во всех праздничных мероприятиях, которые проходили в стенах моей школы. В десятом классе мама смирилась с моим пристрастием и подарила мне хорошую дорогую гитару. Этим подарком она благословила меня и дала путёвку в музыкальную жизнь. До конца своих дней мама помогала мне в осуществлении моей мечты.

- Я знаю, что в вашей биографии есть достаточно плодотворный в творческом плане период учебы в Чечено-Ингушском культурно-просветительном училище…

- Да, после окончания школы я поступила на оркестровое отделение. Но в училище не преподавали гитару, поэтому мне пришлось выбрать специальным инструментом балалайку приму. Вскоре я собрала девчонок со своей группы и создала вокально-инструментальный ансамбль под названием «Фортуна», в котором сама играла на барабанах. Мы выступали на всех мероприятиях, которые проводились в училище, выезжали с агитбригадами на поля – давали концерты перед рабочими. Моё самое первое выступление на большой сцене в составе оркестра училища было в Чечено-Ингушской государственной филармонии. Это был высокий уровень, большая сцена, чем я очень гордилась.
Преподаватели нашего училища - завуч Абазов Сеид-Селим Адамович и руководитель оркестра Кучеренко Татьяна Николаевна - возлагали на меня большие надежды. Они всегда говорили: «Чилиева - музыкант от природы». В училище меня называли «человек-оркестр», так как я играла на нескольких инструментах.

- Какие еще события той счастливой студенческой поры запомнились вам?

- Событий было много, но особо мне запомнился наш прощальный вечер в училище. Провожая нас, наши педагоги искренне переживали. Наша группа все полюбилась. «Фортуна» считалась лучшей из всех наших предшественниц. К прощальному вечеру мы с однокурсницей Эльзой Дидиевой написали песню под названием «В миг расставания плачет душа», посвятили её нашим наставникам, друзьям, нашей группе хоро-оркестрового отделения…

В комнате свет, но не свечи горят.
Это друзей моих ласковый взгляд.
Звезды сияют во мраке ночном,
Лица до боли родные мне в нём…
Чтоб никогда не вернуться назад,
Эти уходят мгновения.
Пусть серебрится печально слеза –
В миг расставания плачет душа.



- Как складывалась в дальнейшем ваша творческая судьба? Много терний пришлось преодолеть?

- После выпуска директор училища предложил нам остаться в Грозном, хотел, чтобы сохранилась наша вокально-инструментальная группа. В те времена такая группа, состоящая из одних девушек, была большой редкостью. Но мне пришлось покинуть Грозный, потому что пришло письмо от директора назрановского Дворца культуры с просьбой, чтобы меня отправили на практику в родной город. Я уехала и группа распалась.
Почти год я работала в ДК, но так как там не было никаких условий: аппаратуры, музыкальных инструментов, я перешла работать в Дом пионеров. Позже оттуда меня направили в Экажевский сельский клуб (нынешний РДК), где я проработала почти год.
Затем была попытка поступить в Московский государственный институт культуры, на оркестровое отделение. Было направление от Министерства культуры ЧИАССР. К сожалению, на первом же экзамене я провалилась. Председатель приемной комиссии сказал мне, что у меня нет слуха. Спасибо одному профессору, который присутствовал на экзамене. Он вышел за мной и объяснил мне, что тут все уже заранее схвачено, но слушать тех, кто говорит, что у меня нет слуха не стоит - слух у меня отменный! Этот человек помог мне устроиться на подготовительное отделение. Год я работала посудомойщицей в институтской столовой, чтобы получить место в общежитии, и ходила на подготовительное отделение. Но в конце года, я все-таки решила поступать… на библиотечное отделение.

- Странное решение. Вас на тот период чем-то разочаровали занятия музыкой?

- Вовсе нет. Это было желание моей мамы, хотя она и не препятствовала мне в выборе профессии. Я училась заочно. Работала уборщицей, гардеробщицей, вахтером, дворником – жить-то надо было на что-то. Просить о материальной поддержке маму было стыдно - и так на ее плечах было немало забот.
Позже по счастливой случайности я познакомилась с рок-музыкантами. У них была своя группа, и они искали бас-гитариста. Хотя я и не была басисткой тогда, но справилась с этим инструментом. Так последующие два с половиной года и проработала в рок-группе.
По возвращении домой,  стала вместе с мамой заниматься торговлей - решила уйти из сферы культуры и завязать с музыкой. В 2004 году поступила на юридический факультет СевКавГТУ , филиал которого находился в Назрани. В этом же году мне неожиданно предложили работать в оркестре государственного фольклорного ансамбля песни и танца "Магас". Откровенно говоря, я не собиралась принимать это предложение, но мама настояла.
С 2005-го по 2013 год я работала хормейстером, руководителем детского оркестра народных инструментов в Доме культуры Назрановского района. За эти восемь лет в РДК я создала семь коллективов - четыре оркестра и три вокально-инструментальных ансамбля. Хотя песни я пишу давно, выходить на сцену с ними на сцену стала только в последнее время. В основном я работала с детьми.
Кстати, я ведь ещё занимаюсь общественной деятельностью. 10 лет являюсь членом территориальной избирательной комиссии Назрановского района. После окончания юрфака была представителем Народного Собрания РИ в квалификационной комиссии Адвокатской палаты Республики Ингушетия.

- Решение принять участие в рязанском фестивале «Венец Шансона» было связано с желанием расширить круг поклонников или вы хотели просто попробовать свои силы на такой большой площадке, имеющей международный статус?

- В первую очередь, мне, конечно, хотелось испытать себя. Но появление на большой сцене привело к тому, что круг моих поклонников значительно расширился. У меня также появилось много новых знакомых и друзей среди известных певцов и музыкантов. На фестивале я была награждена двумя дипломами: дипломом лауреата II  Международного фестиваля эстрадной песни и шансона «Венец Шансона» и дипломом «Мисс Позитив». Стали поступать и предложения принять участие в других фестивалях. На днях, к примеру, я получила приглашение на VI Международный  фестиваль-конкурс «Времен связующая нить», который будет проходить в Москве, в Доме кино, с 8 по 10 января 2015 года.

- «Русский шансон» - понятие достаточно широкое, включающее в себя широкий диапазон направлений от «блатной» до авторской песни. Какой вы видите в нем свою творческую нишу?

- Я пишу музыку в разных жанрах. Люблю фольклор, рок, лирику, романсы. Также люблю бард, блюз и кантри. Я, конечно, не шансонье. Я автор и исполнитель, и в основном работаю в жанре  эстрадной, лирической, бардовой и рок-музыки.

- Участие в рязанском фестивале признанных звезд шансона оказывало на вас какое-то психологическое давление? Насколько комфортно вы чувствовали себя на сцене? Отличалась ли атмосфера фестиваля от уже знакомых вам творческих «смотров»?

- Да, психологическое давление было, конкуренция была высокой. В какой-то момент я даже пожалела о том, что решилась поехать на фестиваль - чувствовала «гадким утёнком» на фоне других участников, у которых были и сопровождающие, и поддержка их региональных министерств культур. Я же была одна и поехала, как говорится, своим ходом. В нашем министерстве культуры меня не поддержали, хотя туда и пришло письмо от генерального продюсера фестиваля, известного музыканта, композитора и певца Геннадия Листа, сообщившего о том, что мои песни «Капель» и «Река» прошли заочный отборочный тур и попали в полуфинал фестиваля. В итоге, чтобы попасть на этот фестиваль, мне пришлось продать любимый автомобиль.
Перед выходом на сцену я очень сильно волновалась, так как в дороге простыла и охрипла. Но когда вышла к микрофону и почувствовала положительную энергетику зала, волнение куда-то исчезло. Надо еще сказать, что сцена была оснащена профессионально выстроенным звуком, что является дефицитом у нас в республике, да и в целом на Кавказе. Когда я запела (а там только живое исполнение), даже не поверила, что это я! Насколько непривычное звучание приобретал голос! Я до сих пор пребываю в восторге. Спасибо организаторам фестиваля, а в частности его генеральному продюсеру, легенде русского шансона Геннадию Листу! Вся атмосфера фестиваля была просто насыщена высочайшим профессионализмом.

- Это был ваш первый визит в Рязань. Намерены ли вы в дальнейшем принимать участие в этом фестивале? Есть ли какие-то нюансы, которые вы планируете учесть в будущем для того, чтобы примерить на себя «венец шансона»?

- Я буду участвовать и в этом фестивале, и в других. Пожалуй, «венец шансона» примерять на себя я не буду – у меня другие творческие направления. Но и нюансов я учла немало, и много полезных уроков извлекла для себя, что, надеюсь, поможет мне в моем дальнейшем творческом самовыражении.



- Вы уже задумываетесь о творческих планах на будущий год? Готовы ли порадовать своих поклонников чем-то новым?

- На днях мы с моим соавтором Розой Даурбековой представили на суд слушателей новую песню, которая называется «Напрасно всё». Премьера этой песни сейчас идёт на авторском Радио 3До. На этом же радио песня «Капель» недавно получила третье место в «горячей десятке» хит-парада посредством голосования радиослушателей. Кроме того, здесь звучат мои песни «Грозный», «Говори» и «Нет, я не плачу»…
Останавливаться на достигнутом не хочется!

- Что ж, накануне Нового года мне остается пожелать вам новых творческих удач и претворения в жизнь всех ваших замыслов.

- Спасибо! Я тоже хочу в свою очередь поздравить с наступающим праздником редакцию моей любимой газеты «Сердало» и всю многочисленную армию ваших читателей. Пусть в новом году сбудутся все наши мечты!

Интервью вел

Ахмет ГАЗДИЕВ




Комментариев нет:

Отправить комментарий

«Смысл жизни нашей – помогать людям и делать добро…»

Студент из Ингушетии Адам Медаров спас от гибели трехлетнего ребенка   В тот июньский день у Адама Медарова, студента Новочеркасского сп...