МУЗЫКА «ГРАНАТОВОГО БРАСЛЕТА»



КЛАСС был наполнен божественными звуками бетховенской «Аппассионаты». Этот «пламенный поток в гранитном руслe» рождал сейчас в сознании мальчишек и девчонок яркие образы. А она, перелистнув новую страницу, продолжала читать строки, которые неожиданно, как могло показаться со стороны, целиком захватили ее юных слушателей:

«…Вера Николаевна вернулась домой поздно вечером и была рада, что не застала дома ни мужа, ни брата.
Зато ее дожидалась пианистка Женни Рейтер, и, взволнованная тем, что она видела и слышала, Вера кинулась к ней и, целуя ее прекрасные большие руки, закричала:
- Женни, милая, прошу тебя, сыграй для меня что-нибудь, - и сейчас же вышла из комнаты в цветник и села на скамейку.
Она почти ни одной секунды не сомневалась в том, что Женни сыграет то самое место из Второй сонаты, о котором просил этот мертвец с смешной фамилией Желтков.
Так оно и было. Она узнала с первых аккордов это исключительное, единственное по глубине произведение. И душа ее как будто бы раздвоилась. Она единовременно думала о том, что мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет. Вспомнила слова генерала Аносова и спросила себя: почему этот человек заставил ее слушать именно это бетховенское произведение, и еще против ее желания? И в уме ее слагались слова. Они так совпадали в ее мысли с музыкой, что это были как будто бы куплеты, которые кончались словами: "Да святится имя Твое".
"Вот сейчас я вам покажу в нежных звуках жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть. Ни жалобы, ни упрека, ни боли самолюбия я не знал. Я перед тобою - одна молитва: "Да святится имя Твое"…
«Гранатовый браслет» Александра Куприна… Конечно же, вы узнали это ярчайшее произведение Серебряного века русской литературы, названное кем-то молитвой о любви. Для учеников Мареты Руслановны Тамбиевой знакомство с этим произведение стало еще и соприкосновением с величайшим творением Людвига ван Бетховена…
- Дети поначалу всегда удивлялись, спрашивали, зачем я включаю музыку на уроках литературы, - улыбается Марета Руслановна. – Теперь это стало у нас нормой. В зависимости от темы я подбираю нужное музыкальное произведение, и считаю, что это совсем нелишне для общего развития каждого ребенка. Ребята прекрасно воспринимают классику, начинают немного разбираться в ней и даже комментируют потом какие-то понравившиеся им музыкальные произведения. Когда мои ученики говорят мне сегодня: а мы вот слышали Адажио Альбинони звучало, или, к примеру, начинают спорить друг с другом: да нет же, это ведь «Зима» Вивальди, я совершенно отчетливо представляю, как важно воспитывать в них вкус ко всему хорошему – к чтению, к музыке ли…
К слову сказать, Марета Тамбиева и сама во время урока нередко садится за пианино, стоящее в ее учебном кабинете, извлекая из инструмента изящные звуки. Музицирует она и дома – навыки и умения, приобретенные когда-то в музыкальной школе, не пропали даром.

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ высшей категории, почетного работника образования Российской Федерации М.Р.Тамбиевой научить своих воспитанников лучшим образцам культуры давно стало профессиональным кредо. Открывая перед ребятами день за днем новые горизонты, она ведет их за собой в захватывающее и познавательное путешествие во времени и пространстве, знакомит с глубинными пластами литературы, культуры и искусства.
Увлеченность профессией, которая бросается в глаза с первых минут знакомства с Маретой Руслановной, тоже, кстати,  имеет глубинные корни. И по всем законам жанра в ее основе лежит давняя романтическая история, бережно хранимая семьей Тамбиевых.
В начале 20-х годов прошлого столетия молодой и горячий ингушский джигит Магомед Тамбиев (дедушка героини моего материала) был сражен красотой и княжеской грацией юной кабардинки Фарзет. Много усилий пришлось приложить двадцатилетнему горцу, чтобы завоевать сердце покорившей его шестнадцатилетней красавицы. Но, казалось, сами небеса благословили его пыл – происходила Фарзет из уважаемой кабардинской фамилии… Тамбиевых. Ну, как тут не подумать о провидении, которое порой решает судьбу людей! Созвучные фамилии, принадлежащие разным народам, привели-таки Магомеда и Фарзет к созвучию и единению их душ.
Встреча будущей счастливой четы произошла в Кисловодске – там до сей поры сохранился отчий дом кабардинской красавицы, вскружившей голову пылкому ингушу. А потом кабардинку Фарзет встретила Назрань, где она, выпускница кисловодской женской гимназии, преподавала детишкам в начальной школе и вела курсы ликбеза для ингушских женщин. Со временем она стала известным в Ингушетии педагогом, была удостоена звания почетного работника образования СССР.
Семейная жизнь Магомеда Шовхаловича и Фарзет Мусостовны Тамбиевых, несмотря на все трудности и испытания, выпавшие на их долю, сложилась счастливо. Двоих сыновей и трех дочерей вырастили они и воспитали. Одна из их дочерей пошла по стопам матери, и сейчас является завучем начальных классов гимназии №1 города Назрани. Лейла Магомедовна Тамбиева-Сакалова (речь идет о ней) – на сегодняшний день один из опытнейших учителей Ингушетии. Педагогическую династию продолжили и две внучки Фарзет Мусостовны. Помимо Мареты Руслановны это дочь ее старшего сына Мадина Ахмедовна, которая преподавала биологию туркменским школьникам. После выхода на пенсию она переехала в Кисловодск, где и живет в настоящее время.
- Бабушкин пример, конечно, сыграл для меня решающее значение при выборе профессии, - говорит Марета Тамбиева. – И честно говоря, я и сейчас совершенно не представляю для себя иной жизненной стези. Школа и дети – это вся моя жизнь, как бы высокопарно не звучали такие слова.

КОГДА-ТО Марете самой повезло со школьными учителями. Училась она в грозненской средней школе №3. В столице бывшей Чечено-Ингушетии эта школа была ведущей. Ее гордостью считался великолепный педагогический коллектив, прививавший детям прочные знания. Своим заботливым и внимательным школьным наставникам Марета Руслановна благодарна до сей поры. В немалой степени они помогли ей состояться в жизни.
В 1980 году она стала студенткой филологического факультета Чечено-Ингушского государственного университета им. Л.Н.Толстого. Студенческие годы пролетели незаметно, оставив после себя полные света и тепла воспоминания. И как сегодня она помнит тот день, когда пришла с направлением на работу в грозненскую среднюю школу №44 – уже не просто студенткой-практиканткой, а самым, что ни на есть настоящим учителем.
То памятное ощущение праздника она пронесла через годы, и испытывает его сегодня каждый день, переступая порог школы. Только опыта сейчас у нее несравнимо больше, да и ответственность возросла многократно.
Правда, и сегодня Марета нередко обращается за советом к своей маме Бэлле Раасовне. Эта удивительная интеллигентнейшая женщина, и сейчас цитирующая по памяти великих мыслителей и философов, в прошлом тоже педагог.
Гимназия №1 города Малгобека, где Марета Руслановна Тамбиева работает в настоящее время заместителем директора по учебно-воспитательной работе, является инновационным учебным заведением Республики Ингушетия. Здесь постоянно разрабатываются различные образовательные и педагогические технологии, призванные модернизировать учебно-воспитательный процесс и придать новый импульс развитию всей образовательной системы Ингушетии.
Одна из главных целей педагогов гимназии заключается в том, чтобы предоставить своим  воспитанникам все возможности для полной реализации их творческих способностей и в то же самое время воспитать в них чувство гражданской ответственности за судьбу Отечества. По сути, только так и может зарождаться настоящая интеллектуальная элита нации. Тем более, что в условиях Ингушетии с ее богатейшим духовно-историческим потенциалом такая задача вполне решаема. Достаточно только найти верные инструменты.
- Коллектив у нас высокопрофессиональный и очень сплоченный, - говорит Марета Тамбиева. – Думаю, нам с коллегами многое по плечу. Здесь нет случайных людей. Каждый работает с полной отдачей, осознавая личную ответственность за успех общего дела. Вообще, должна сказать так: если не любишь детей, не любишь свою работу, то в школе тебе делать нечего. Школа в таком случае станет для тебя наказанием. А если вдруг тебя покинуло вдохновение, значит, ты попросту кончился как учитель. Но знаете, какое это великое счастье – видеть в детских глазах, обращенных к тебе, доверие и радость!
Уже почти четверть века служит Марета Руслановна своему педагогическому призванию. Наверное, не суть важно, много это или мало. Главное, что за все эти годы ее ни разу не посетило чувство разочарования, ни разу не подвергла она сомнению сделанный когда-то выбор. Но как любого по-настоящему творческого человека ее нередко посещает чувство неудовлетворенности, когда кажется, что сделанного недостаточно, что можно было сделать еще больше и еще лучше. И тогда она с новой энергией начинает новый день.

В САМОМ начале педагогической стези Мареты Тамбиевой один ее коллега, учитель старой закалки сказал ей: «Не сможешь ты, девочка, в школе работать. Нет в твоих глазах строгости никакой, одна любовь только. Попомни мои слова, не будет никогда на твоих уроках дисциплины».
И он оказался прав – на первых порах все так и происходило. Конечно, радости особой сей факт молодой учительнице не приносил. Но как ни силилась Марета, чувств своих к детям скрывать от них же самих она так и не научилась. А потом однажды что-то вокруг вдруг неуловимо изменилось. Она даже не сразу поняла причину этих перемен – весь класс в тишине внимает каждому ее слову… Несколько мгновений она с едва заметной растерянностью всматривалась в лица своих учеников, продолжая урок. И тут на нее словно волна обрушилась – в глазах мальчишек и девчонок зажглись ответные любовь и уважение!
Это был, без преувеличения, великий опыт, обретенный состоявшимся Учителем. И это был, если хотите, большой и важный урок, преподанный наставнику его учениками.
- В каждом ребенке, - убежденно говорит Марета Руслановна, - пусть он даже будет двоечником, можно найти очень-очень много положительного. Просто нужно уметь раскрыть детскую душу, попытаться бережно заглянуть в его внутренний мир и увидеть, чем ребенок живет. Может, там крылышки растут за спиной, а мы их не замечаем.,.
Труд учителя при всем желании легким не назовешь, а уж педагогам, работающим в малгобекской гимназии №1, учитывая статус этого учебного заведения, и вовсе приходится повседневно сталкиваться с огромными нагрузками. Здесь полная самоотдача требуется от каждого.
Для М.Р.Тамбиевой каждый рабочий день расписан по минутам. Ко многому обязывает и должность, которую она занимает. Непосвященному даже не понять, насколько огромный объем работы лежит на плечах этой хрупкой женщины. Все подчинено и работает на конечный результат, который всегда должен подниматься до соответствующей высокой планки.
- Мы и своих воспитанников, начиная учебный год, с самого первого урока нацеливаем на то, чтобы они готовили себя к очень серьезной и творческой работе, - говорит она. – Уровень подготовки наших ребят должен быть, по меньшей мере, на порядок выше, чем в обычной средней школе. Совместными усилиями нам удается добиваться своих целей. Об этом свидетельствуют многочисленные победы гимназистов на различных интеллектуальных форумах школьников, на школьных научных конференциях, олимпиадах и конкурсах как республиканского, так и всероссийского уровня. Было бы, конечно, лучше, если бы на портфолио ребят, собранные ими в течение одиннадцати лет, обращалось внимание при их последующем поступлении в вузы. Пока же многочисленные дипломы, грамоты и сертификаты гимназистов, завоеванные ими на интеллектуальных ристалищах, остаются в этом смысле невостребованными. Несправедливо…
Ежедневный труд учителя нельзя ничем оценить. Это очень серьезная и кропотливая работа. Чтобы делать ее на совесть необходимо огромное терпение. Но именно учителем закладывается сегодня будущий день. Именно этот благороднейший труд откликнется завтра в судьбах нового поколения, в судьбе республики и всей страны.
У Мареты Руслановны четыре дочери. Тихая семейная гавань, где всегда царят забота, тепло и взаимопонимание, – это ее надежный тыл, место отдохновения и источник постоянной радости. Кстати, Аза - одна из ее дочерей, уже с головой окунулась в педагогическую стихию, несмотря на то, что пока еще только учится на факультете педагогики и методики начального обучения Ингушского госуниверситета.
Педагогическая династия Тамбиевых продолжается…

Ахмет ГАЗДИЕВ

На снимке: М.Р. Тамбиева начинает урок литературы за любимым инструментом

Фото автора

Популярные сообщения из этого блога

ЯРКИЕ КРАСКИ БАЛКАРСКОЙ СВАДЬБЫ

НЕФТЯНОЙ МАЛГОБЕК: МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ

ЭТО НАШИ ГОРЫ!