понедельник, 8 сентября 2014 г.

ДЛЯ НАС ВСЕГДА ОТКРЫТА В ШКОЛЕ ДВЕРЬ…


1 сентября – это, наверное, одна из тех немногих дат, что находят отклик в душе каждого человека. В этот день мы, взрослые, с легкой грустью и ностальгией вспоминаем беззаботные школьные годы и, невольно возвращаясь в прошлое, бережно перебираем в памяти события той светлой поры. В калейдоскопе дорогих сердцу воспоминаний мелькают милые лица школьных друзей и улыбки наставников-учителей. И снова звучит заливистая трель школьного звонка, которой был отмечен каждый наш шаг к взрослению.

РОДИТЕЛИ и школа, без сомнения, преподали нам первые уроки жизни, благодаря которым мы шагнули в большой мир готовыми постигать его многообразие. Этот взрослый мир не всегда был добр к нам, а жизнь вносила свои коррективы в наши детские планы и мечтания. Но никаким обстоятельствам не было под силу изменить наши представления о добре и зле, впитанные нами в детстве, нашу решимость следовать правилу в том, «что такое хорошо и что такое плохо».
В эти сентябрьские дни, пахнущие цветущей астрой, я попросил разных людей поделиться со мной своими сегодняшними ощущениями и мыслями о безвозвратно ушедшей школьной поре. Какие воспоминания она оставила в их сердцах? Видят ли они в сегодняшних школьниках себя – тех совсем юных, где-то немного наивных, в чем-то дерзновенных, а по большому счету чистых и искренних? Что дала им школа? Чему научила? Пригодилось ли им по жизни то, что когда-то день за днем пытались привить им школьные учителя? Ответы моих собеседников я и предлагаю сегодня вашему вниманию.

Мурат КАРТОЕВ - поэт, писатель, журналист:

- Кого-то удивит слово «парта»… Теперь школьная мебель называется иначе: столы и стулья. Парта была универсальным средством, она совмещала в себе признаки стола, стула, шкафа и тумбочки. Сколько добрых воспоминаний у меня лично связано с этой нехитрой мебелью. Обычно парты красились в черный цвет. На вопрос - почему так, нам классный руководитель Василий Григорьевич Теряев ответил сразу: такой цвет совпадает с цветом чернил. У современного ученика это вызовет некоторое удивление: о чем идет речь? О чернилах, которые заливали в специальную стеклянную чернильницу, куда макали ручки с перьями. Шариковых авторучек тогда не было. Именно эти чернила становились причиной многочисленных клякс, которые неосторожные ученики оставляли на партах, учебниках, тетрадях, одежде, ладонях и пальцах. Все это было проблемно и обременительно.
Теперь многое изменилось. Вместо парт появились столы и стулья. Благодаря этому, школьник имеет возможность больше двигаться, он более свободен. О чернильнице никто даже представления не имеет. Классы-кабинеты носят предметный характер, они хорошо оборудованы, в них больше простора и света.
Но стали ли мы образованнее? Правильного ответа на этот вопрос найти не могу, но нутром чую, что в тех тесных и темных классах знаний было больше, дети были более увлеченными, а педагоги более целеустремленными. Пусть никого это не обижает.
Участие в конкурсах и победы в них стали значимее, чем процесс получения и закрепления знаний. Тогда упорства было больше. Помню, как будущий юрист, золотой медалист школы пять раз сдавал экзамены в институт. В конце концов, он стал студентом, прекрасно учился, хорошо работал, заслужил уважение сотен и тысяч людей.
Дети в школах жили интересами учебы. Практически никого нельзя было поймать во время директорских проверок без учебников, без портфелей, без тетрадок и дневников. О школьной форме тогда не говорили на крупных собраниях и заседаниях, она была необходимостью и неизменным атрибутом жизни ученика. Здесь не возникало вопросов: следует ли носить эту робу?
Дети тогда учились. За многие годы учебы я так и не вспомню, чтобы учитель задал вопрос, на который я так или иначе не смог бы ответить. Я дружил с сорванцами, гонял футбол, купался в дождевых лужах, но об учебе никогда не забывал. Я читал книги, пробовал писать стихи, мастерил скворечники, но правила из учебника Бархударова и Крючкова по русскому языку знал хорошо. Конечно, у меня были и недостатки. Но я с ними боролся и превозмог их. Я стал специалистом по тому предмету, который мне давался труднее других. Теперь, простите меня за хвастовство, могу дать фору большинству своих бывших коллег. А вот нынешним выпускникам того же факультета я дам восемь фор. Многие из них не готовы к встрече с учениками и знают столько, сколько должны были знать еще до поступления в вуз.
Почему такое происходит? Что это за школа, если половина ее выпускников с трудом читают, плохо знают таблицу умножения, не имеют нормальной физической подготовки и совершенно не любят трудиться? Я не утрирую проблему, а говорю правду, хотя говорить правду в нашем образованном обществе стало проблемно, а то и сильно возбраняется. Лгать можно, бузить можно, а вот сказать правду в лицо решается редко кто. Неумехи засели в кабинетах учреждений, правят там бал, и здоровый человек среди них чувствует себя неуютно. Он боится говорить истину, ниспосланную Всевышним, сказанную гениями и проверенную временем. Наконец-то человечество изобрело замок на роток. В этом деле невежество оказалось настоящим мастером.
Итак, дети сели за парты. От нас, старших, зависит, во что выльются следующие девять месяцев жизни ребенка. Потянется и дотянется ли до знаний наш сын, внук, родственник или сосед? Просидит, протирая штаны? Закончит школу и пойдет строить дорогу в новую жизнь?
Что будет?

Пятимат САУТИЕВА - заведующая отделом по научной работе ГБОУ СПО «Политехнический колледж РИ»:

- Школьные годы чудесные… Как они далеки и как близки они становятся когда какой-нибудь пустяк возвращает нас в то светлое и весёлое время нашего детства и юности. Моя первая учительница Герман Валентина Петрова - какой строгой она казалась нам тогда и как благодарна я ей сегодня за то, что вкладывая душу, она учила нас с первых уроков не только умению считать и писать, но и умению быть честными, чистыми, справедливыми. А ещё она великолепно играла на фортепьяно и иногда устраивала нам маленький праздник: садилась за рояль и пела… «Снегопад, снегопад, не мети мне на косы…»
Я очень люблю чтение и свою роль в этом сыграла преподаватель русского языка Слепцова Вера Ивановна. Она очень любила нас, учеников, которые интересовались литературой, и научила понимать классику, непреходящую ценность произведений Л.Толстого, Ф.Достоевского, А.Чехова. Нас с сестрой в будущем она видела только филологами. И хотя по роду деятельности я сегодня преподаватель, иногда мелькает сожаление, что не отдала предпочтение филологии...
Очень интеллигентной и бесконечно терпеливой была с нами любимая преподавательница родного языка, дочь первого ингушского художника Ахриева Ханифа Хаджибикаровна. Язык - душа народа. Это она показывала через свои уроки и очень огорчалась, если мы плохо готовились к занятиям. О ней строки известного ингушского поэта Гирихана Гагиева: «ГIалгIай меттал детталу са дог, гIалгIай меттал…»
Льянов Борис Умарович - очень строгий директор школы-интерната №4 города Малгобека, обладавший бездной доброго юмора, преподавал у нас математику. Мы его ужасно боялись за строгость, но почему-то это совсем не мешало нашей любви к нему.
Дверь в детство закрылась. Мы уже давно состоявшиеся люди, пусть и не всё сбылось из того, что мечталось. В любом случае наши преподаватели все без исключения были учителями от Бога. Я беру порой в руки фотографию, на которой запечатлена Ханифа Хаджибикаровна, ведущая урок в нашем классе, и понимаю, что её глаза, светящиеся мудростью, светят мне через тернии жизни… Наворачиваются слёзы от того, что многих наших школьных наставников уже нет в живых. Но как же я благодарна судьбе за то, что они встретились мне в моей жизни и научили меня быть лучше, чище и благороднее. Научили просто быть человеком!

Индира МАХЛОЕВА - студентка магистратуры Ингушского госуниверситета:

- Вот и закончилось лето, а вместе с ним подошли к концу и школьные каникулы. Ребятишки снова пошли в школу. Кто-то в первый раз, кто-то уже в 10-й или 11-й. Глядя на сегодняшних первоклашек, я невольно вспоминаю свои школьные годы. Вспоминаю своё школьное детство, и как будто заново проживаю те минуты, когда шла с мамой в 1-й класс, такая маленькая и немного растерянная, задающая сама себе вопрос: как там тебя встретят?
Больше всего мне запомнился этот первый поход в школу. Эти улыбки на лицах счастливых детей, детский смех и слезы родителей, первая учительница, первые школьные книжки. И, конечно же, я запомнила свою долгожданную первую пятерку. Это были незабываемые ощущения, ведь передо мной открылась дверь в необыкновенную, полную загадками и тайнами страну.
Первую мою учительницу звали Макка Хасановна. С ее помощью нам и предстояло разгадать эти тайны и загадки. Я помню, как внимательно мы ее слушали, боясь упустить что-то очень важное. Помню, как нам ставили на обложке тетради звездочки за пятерку и флажки за четверку. Я старалась учиться только на пять и мне это удавалось. В третьем классе я оказалась на школьной Доске почета и очень гордилась тем, что я среди лучших.
Случилось так, что за свои 11 лет учебной жизни я сменила несколько школ. Первый раз я поменяла школу после 2-го класса, в 8-м классе я училась уже в другой школе, выпускницей которой мне и предстояло стать. О всех школах у меня остались приятные воспоминания. Там работали люди, которые могли научить тебя не только читать и писать, но и всегда были готовы дать совет, если нужно, поддержать в трудную минуту. Они учили нас быть честными, ответственными, трудолюбивыми. Наверное, среди всех учителей, которые у меня были, я больше всех запомнила Мержоеву Марину Магомедовну, которая оказалась нашим руководителем в 11-м классе средней школы №26 села Зязиков-Юрт. Несмотря на то, что вместе нам довелось быть всего лишь год, я успела ее очень полюбить. Если честно, я даже не могу объяснить, почему полюбила ее больше всех. Может, подкупила ее честность или отношение к нам - для меня это остается загадкой.
Благодаря школе и моим учителям я стала тем человеком, который я есть сейчас. Они дали мне много хорошего, научили жить не только для себя, но для других тоже. Наверное, поэтому я и сама решила стать учителем, чтобы связать свою жизнь со школой и детьми. Хочется надеяться, что я смогу передать своим будущим ученикам все то хорошее, что в свое время дала мне школа…

Фото автора

Комментариев нет:

Отправить комментарий

«Смысл жизни нашей – помогать людям и делать добро…»

Студент из Ингушетии Адам Медаров спас от гибели трехлетнего ребенка   В тот июньский день у Адама Медарова, студента Новочеркасского сп...