четверг, 17 октября 2013 г.

ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Долгие десятилетия ингуши были лишены возможности обращаться к собственной истории, а любые попытки восполнить каким-то образом существующие “белые пятна” незамедлительно пресекались властями и вызывали с их стороны жесткое идеологическое противодействие. Вполне естественное желание людей знать прошлое своего народа даже в самом робком своем проявлении мгновенно провоцировало обвинения в махровом национализме. В то время нужно было обладать величайшим мужеством и несгибаемой волей, чтобы подобно Идрису Базоркину с любовью и трепетом поведать всему миру правду о своем гордом и красивом народе.
Вокруг торжествовала сталинская концепция истории народов нашей страны. И недвусмысленный заказ властей с готовностью обслуживали не только так называемые “писатели-интернационалисты”, но и представители ущербной исторической пауки. Их объединяла одни цель — взрастить поколение с приниженным чувством национального достоинства.



В удушающей атмосфере застоя была обречена на гибель самобытная культура всех малочисленных этносов, населяющих нашу страну. Но еще более трагично складывалась судьба ингушского народа. Эту судьбу разделили с нами и другие народы, подвергшиеся тотальным репрессиям в годы сталинизма. Высланные из родных мест, эти народы были лишены не только своей родины, но и всей своей истории. Повсеместно были уничтожены архивы и музеи, хранившие национальную память, без которой немыслимо существование общества и самопознание народа. Невосполнимые потери понесли духовная и материальная культура.
Сегодня нам приходится по крупицам воссоздавать утраченные когда-то документальные свидетельства исторического опыта нашего народа. Дело это многотрудное и часто, чего уж греха таить, совершенно неблагодарное. И все же есть люди, готовые посвятить ему всю жизнь.
Ингушский краевед Берснак Газиков уже более двадцати лет служит на этом поприще своему народу. Начинал, как вы понимаете, не в самые благоприятные времена и совсем не думал тогда, что когда-нибудь к нему придет признание окружающих. Неистребимая тяга к прошлому родного края возникла у него еще в мальчишеском возрасте. Но школьные учебники не могли ответить на многочисленные вопросы, лишившие его покоя. Наверное, тогда и зародилось в душе Берснака желание отыскать вожделенные ответы в других источниках, где не так много политики, но больше правды. Путь, который он избрал, став взрослым, не был усеян розами. Чтобы достичь своего сегодняшнего положения, Берснаку пришлось от многого отказаться, многим пожертвовать. Но он не чувствует себя обделенным судьбой. Напротив, он по-настоящему счастлив, что теперь в его силах стряхнуть пыль веков с давно ушедших в прошлое событий, рассказать своим современникам о позабытых героях седой старины, о тех истоках, где берет начало современная история Ингушетии.
Недавно, после долгого отсутствия, связанного с продолжающимися краеведческими поисками, Берснак Газиков вернулся на родину. Вернулся, как всегда, с огромным багажом новых интересных находок. О некоторых из них он рассказал нам, побывав на днях в офисе “Ангушта”.
— Последний год сложился для моих поисков весьма удачно. Мне, наконец, удалось реализовать свои давние замыслы, связанные с поездками в Москву, Санкт-Петербург и Воронеж. Много полезного принесла и удачная поездка в Грузию, где моя деятельность также встретила полное понимание. Если сегодня попытаться подвести первые итоги моих поисков, то, должен сказать, в целом я удовлетворен их результатами. Но обо всем по порядку.
Интересную находку сделал я в Центральном государственном архиве Республики Грузия. Здесь я обнаружил ранее неизвестные материалы, касающиеся деятельности грузинских православных миссионеров на территории Ингушетии в период с 1820 по 1830 г.г. Необходимо отметить, что в целом миссионерская деятельность священников из Грузии эпизодически продолжалась в пашем регионе вплоть до 1842 года. В Осетии и Ингушетии ее курировал протоирей Шио Двалишвили. Найденные материалы свидетельствуют, что приход в ингушском селении Кошк (Къошк) возглавлял священник Хуцишвили из Сагареджо. А в назрановской церкви служил священник Григол Цамцишвили, который помимо всего прочего является автором ингушско-русского словаря. Рукопись этого словаря, состоящего из более 1000 слов, была подготовлена Григолом Цамцишвили в 1846 году. На сегодняшний день это первый известный и к тому же сохранившийся ингушско-русский словарь.
Во время работы в Грузии мне также удалось выявить материалы, связанные с деятельностью “Союза горцев Кавказа” (20-е годы прошлого столетия). Найдены фотографии известных общественных деятелей Ингушетии того времени, принимавших активное участие в создании и становлении “Союза горцев Кавказа”. Это, прежде всего, Висан-Гирей Джабагиев, Джамалдин Албогач, Хасан и Сафар Льяновы, Зураб Маршания, Сосорко Мальсагов и Эльберд Саутиев. Хотел бы отметить, что фонды Центрального государственного архива Республики Грузия очень обширны и пока, к сожалению, мало исследованы ингушскими учеными. Огромный простор для поиска представляет собой и архив кино-фото-фонодокументов. Ведь даже грузинская фирма “Мелодия” является обладательницей не сохранившихся сегодня в Ингушетии записей, сделанных в 1985-1987 г.г. в городе Грозном грузинскими лингвистами, занимающимися изучением ингушского языка. Эти записи общим объемом 350 минут были подготовлены в то время при помощи чтецов, читающих ингушские произведения.



С грузинскими специалистами у меня состоялся полезный обмен мнениями по проблемам поиска старинных ингушских мелодий, которые могут храниться в Лондоне. Дело в том, что в 1911-1914 г.г. выходили пластинки с песнями народов Северною Кавказа, и грузинская сторона оказалась хорошо осведомленной в этом.
В Воронежском областном архиве меня прежде всего привлекли сохранившиеся здесь документы Михайловского кадетского корпуса. Как известно, в этом кадетском корпусе учились и представители Ингушетии, оставившие в последующем заметный след в истории нашего Отечества. Здесь мной были выявлены документы некоторых из них: личные дела братьев Селима и Умалата Котиевых, послужной список полковника царской армии Асламбека Котиева, личные дела Александра и Николая Базоркиных, Сосорко Мальсагова, Керима Албакова, отец которого — Магомед Чонкурович Албаков — был полковником царской армии. Все эти и другие материалы еще раз свидетельствуют о том, что ингуши верой и правдой служили царю и Отечеству.
Объемная работа была проведена мной и в Санкт-Петербурге, где мне удалось получить допуск к фондам Центрального государственного исторического архива, архива института истории материальной культуры, исторического архива города Санкт-Петербурга и Российской национальной библиотеки. Должен отметить, что по предложению сотрудников отдела народов Кавказа института антропологии им.Миклухо-Маклая я выступил с лекцией на восточном факультете государственного университета Санкт-Петербурга.
В Санкт-Петербурге оказалось много материала, связанного с именем Висан-Гирея Джабагиева. В частности, я обнаружил около 100 его публикаций, посвященных сельскохозяйственной тематике. Особый интерес представляют собой и найденные мной публикации Шамиля Ахушкова — кинокритика, кинодеятеля конца 20-х начала 40-х годов прошлого столетия, написанные им на русском и украинском языках. Шамиль Ахушков долгие годы работал во Всеукраинском фотокиноуправлении. Найдено также несколько материалов Берда Котиева, опубликованных им в 30-х годах в журнале “Кино”. В своих материалах наш земляк пишет о становлении и развитии киноиндустрии в СССР и рассуждает о перспективах кинематографии.






В Российской национальной библиотеке я насчитал до 2000 находящихся на хранении единиц ингушской национальной литературы на русском и ингушском языках, изданных в 20-х — 40-х годах прошлого века. В это число входит как учебная, так и художественная литература, а также различные журналы, выходившие в Ингушетии. Среди периодики того времени наиболее известен журнал “Красные искры”, издававшийся во Владикавказе.
Большую ценность представляют собой для ингушских историков найденные в фондах библиотеки публикации зарубежных путешественников и исследователей, побывавших в Ингушетии в девятнадцатом веке. Преимущественно это публикации на немецком и французском языках.
Работать в Санкт-Петербурге мне всегда интересно и приятно еще и потому, что здесь живут мои единомышленники Макка Албогачиева и кинорежиссер Магомед Дакиев, много лет проработавший на киностудии “Ленфильм”. Эти люди, также как и я, давно увлечены краеведением и уже успели сделать много полезного для Ингушетии. Открою небольшой секрет: совместно с Маккой Албогачиевой, Магомедом Дакиевым, а также с проживающим в Москве Адамом Мальсаговым мы готовим полную библиографию Ингушетии, в которой намерены указать практически все известные источники, в которых так или иначе упоминаются ингуши и их горная родина. Надеемся, что эта библиография станет хорошим подарком для тех, кто интересуется историей родного края.
Продолжая свой небольшой рассказ о том, что удалось мне сделать за последний год, не могу обойти молчанием успешную работу в различных архивах и библиотеках Москвы. Столичные фонды вновь порадовали меня интересными находками. В частности, мной были выявлены и скопированы материалы из редких газет, издававшихся в 1917-1920 г.г. В основном эти газеты выходили в свет незначительный период времени и доступ к ним в прежние годы был закрыт по причине их антибольшевистской направленности. В число таких изданий входят тифлисские газеты “Борьба”, “Вольный горец” и “Независимый горец”, а также бакинская газета “Азербайджан”. Для нас они интересны тем, что в их работе принимали участие наши известные земляки, писавшие в своих материалах о том, что происходит в Ингушетии. В числе авторов этих газет были, к примеру, Висан-Гирей Джабагиев, Артаган Ужахов, Абубекир Плиев и другие. А вот в азербайджанских газетах публиковались приказы градоначальника города Баку, нашего земляка Гуды Гудиева.
Здесь же в Москве я обнаружил огромный пласт документов, рассказывающих об ингушах-офицерах царской армии, участвовавших в русско-японской и первой мировой войнах. Документы свидетельствуют о героизме и мужестве сынов Ингушетии, не щадивших себя на поле брани. Газетные статьи того времени о героях-ингушах, их послужные списки, многочисленные награды, которыми они поощрялись, служат ярким доказательством их верности заветам предков. Я думаю, многих заинтересуют материалы, связанные с такими именами как Ярыч Хантыгов, Пшемахо Дахкильгов, Мочк и Бунхо Базоркины, Индрис Тутаев и многие другие. Кстати, последний из перечисленных является отцом хорошо известной сегодня Асият Тутаевой, военврача Красной Армии, жестоко замученной фашистами в годы Великой Отечественной войны. Как видите, нет ничего сильнее связи поколений, когда лучшие сыновья и дочери нашей родины принимают эстафету мужества из рук своих славных отцов и дедов.
Мой сегодняшний рассказ, разумеется, не содержит в себе полного отчета о том, что мне удалось сделать за последний год. Это всего лишь попытка хотя бы коротко поведать о некоторых направлениях моей деятельности. В дальнейшем, конечно же, я уже более подробно расскажу о тех или иных фактах, которые, несомненно, будут интересны самому широкому кругу читателей. Мне предстоит также продолжить свои поиски, но уже в более напряженном ритме и с большей активностью. Все большую тревогу внушает тот факт, что в последнее время явно обнаруживается тенденция к возврату архивам прежней закрытости, когда было практически невозможно почерпнуть из них какую-либо информацию. К сожалению, даже этот настораживающий факт не заставил пока проявлять большую инициативу тех, кто по долгу своей службы, казалось бы, в первую очередь должен был бы предпринять все возможные действия для привлечения в республику так недостающего сегодня материала. Непростительное равнодушие к истории Ингушетии, проявляемое некоторыми чиновниками, ничего кроме вреда принести не может. Пора бы им задуматься об ответственности перед своим народом.

Ахмет ГАЗДИЕВ (архив)

Фото Мадины МАЛЬСАГОВОЙ


Комментариев нет:

Отправить комментарий

«Смысл жизни нашей – помогать людям и делать добро…»

Студент из Ингушетии Адам Медаров спас от гибели трехлетнего ребенка   В тот июньский день у Адама Медарова, студента Новочеркасского сп...